Форма входа
Меню сайта
поиск на сайте
Статистика
Оцените мой сайт
Всего ответов: 82
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
 
 
Макет светилища Торум - ойки Ялпынг- Кан.
Святилище располагавшееся в 20 веке между селениями Хулимсунт и Хангласам.
    В еловом бору находилась поляна с установленными на ней семигранными сумьяхом. Конструкция его уникальна для обско-угорской архитектуры.
    Все пространство внутри сумьяха было заполнено платками с завязанными в них монетками. Здесь же находилась фигура торум - ойки – стрела с вильчатым наконечником, обернутая несколькими слоями белой ткани. Рядом с фигуркой Торум – ойки лежала средневековая серебряная чаша и бляха с граффити – фигура человека в кафтане с копьём и саблей – изображение Торум – ойки.
    При посещении святилища его хранитель разводил костер, брал семь еловых веток, поджигал их от пламени и клал их под саи – ура. Затем обращался к Торум – ойки объясняя причину прихода. Хранитель места произносил соответствующие молитвы, а присутствующие поворачивались вокруг себя « по солнцу».
    К Торум – ойки приходили каждый месяц перед новолунием. Жертвоприношения коня, бычка или оленя совершали 1 раз летом и 1 раз к новому году. В остальных случаях приносили новые платки и угощения.
 
Макет святилища Луски –ойки.(духа покровителя селаЛуски(Ложки).
 
 
 Культовый амбаарчик (сумьях) стоит на пнях опорах. Сам Луски –ойки сидит у задней стенки амбара. Раньше основой Луски –ойки служил чёрный камень с процарапанными на нем изображением человеческой фигуры. В легенде о Луски –ойки говорится что родом он был с Оби из хантов. О Луски –ойки говорят что он был великаном, ни кто не мог его победить.
 
 
 На еле женская антропоморфная фигура «жены Луски –ойки – Луски – Эквы. «Эква»- женщина.
 
Торум – кан.
«Божье место».
 
 
  Святилище высокого ранга у манси. Центральным сооружением святилища являлось изображение мансийского пантеона. В центре опоры большая ель – торум йив – «божье дерево». На ней помещали изображение Мир – суспе – хума-«за миром следящий человек». Младший сын верховного бога Нуми – Торума управляющий человеческим обществом. За главной опорой находится сруб для жертвоприношений.
   Приезжали на Торум – канн дважды в год после Нового года и 2 августа. Через 3-5 лет совершались церемонии обновления фигур богов, которым сопутствовали жертвоприношения (зимой – олени, летом – корову.)
 
Сат – менков.
 
 
Культовое место по легенде возникло потому, что его «нашла», увидела во сне женщина, заблудившись в лесу. Оно располагалось по пути к главному святилищу жителей села Ломбовожи – Торум – канн.
   Святилище с изображением духов устроено по типу иконостаса. Изваяние духов (менков) выполнены в традиционной для обско – угорской скульптуре манере с плоскими лицами, выступающими носами заостренной головой.
    Кровавые жертвы здесь не совершались, а на костре варили чай, «угощали» менков спиртным.